История развития ООО «Газпром трансгаз Саратов»

История строительства и эксплуатации газопровода «Саратов — Москва»

История ООО «Газпром трансгаз Саратов» началась в годы Великой Отечественной войны. В 1941 году вблизи поселка Елшанка под Саратовом был обнаружен газ в промышленных масштабах. Первооткрывателями Елшанского, а затем и Курдюмского месторождений газа стали геолог И.И. Енгуразов и профессор Саратовского госуниверситета Б.А. Можаровский.

В 1942 году Совнарком СССР принимает постановление о срочном строительстве и вводе в эксплуатацию газопровода «Елшанка — Саратовская ГРЭС». Через 35 дней и ночей, 28 октября 1942 года, газопровод протяженностью 16 километров подал первые кубометры газа в топки Саратовской ГРЭС. Вслед за переводом на газ Саратовской ГРЭС был построен газопровод на Саратовскую ТЭЦ. Затем газ получили оборонные заводы.

В 1943 году было создано Главное управление газа и искусственного жидкого топлива при Совете Народных комиссаров СССР, сокращенно Главгазтоппром. Проект газопровода «Саратов — Москва» был первым важным делом этой организации. Сомнений и сомневающихся было много. И только когда в январе 1944 года управляющий Нижневолжским геолого-разведочным трестом А.И. Кутуков прислал телеграмму: «На площади Курдюм, расположенной радом с Елшанкой, получен мощный фонтан газа с суточным дебитом около одного миллиона кубометров, давление пятьдесят четыре атмосферы», было принято окончательное решение о строительстве газопровода.

Возглавить строительство было поручено генерал-майору инженерно-технической службы НКВД В.А. Пачкину. Срок строительства был очень коротким — два года. Необходимо было развернуть работы сразу по всей трассе. Ее разбили на семь строительных участков. Квалифицированных рабочих не хватало. Москва направила сварщиков, слесарей, монтажников с заводов и строек города. Люди, инструменты, оборудование, материалы прибывали из Московской, Саратовской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской областей.

Изыскания трассы проводились десятью партиями. Изыскатели не только выбирали лучшую трассу для газопровода, но и площадки под строительство компрессорных станций, будущих поселков, искали источники водоснабжения. Работа велась круглые сутки при любых погодных условиях.

Особенно трудным оказался выбор подходов к Москве: нужно было пересечь густую сеть железнодорожных линий, асфальтированных дорог, дачные и рабочие поселки.

Работы по изысканиям закончились в феврале 1945 года. Линия проложенной на чертежах трассы стала более извилистой. Но были и свои преимущества: она приблизилась к железной дороге и обошла часть болот. И все же газопровод должен был пересечь 80 больших и малых рек, в их числе — судоходные Цну, Оку, Москва-реку, 125 километров лесных массивов и болот, десятки населенных пунктов, шоссейные и железные дороги.

Еще до получения чертежей, зимой 1945 года, используя санные пути, начали развозить по трассе трубы, оборудование, строительные материалы, ставили дома для строителей.

Вся страна помогала стройке. На Челябинском трубопрокатном заводе изготавливали трубы повышенной прочности для сооружения переходов через реки. Рабочие осваивали для этого новую марку стали. Машиностроительные заводы, несмотря на загруженность, принимали заказы строителей на изготовление различных механизмов, оборудования. Пятьдесят тысяч тонн различных грузов было доставлено на строительство газопровода «Саратов — Москва».

Над стройкой взял шефство комсомол. По его призыву была введена круглосуточная работа — при свете костров, факелов, автомобильных фар. В ту пору многие работы на трассе велись вручную: копались траншеи для трубопровода, стыковались и сваривались трубы.

Строители возвели шесть поршневых компрессорных станций. Их оснастили самой передовой и современной техникой. Установили уникальные машины и аппараты, современные контрольные и измерительные приборы. На них начала действовать автоматика. Общая мощность газомоторных компрессоров и газовых двигателей электростанций составила 35 тыс лошадиных сил.

В апреле 1946 года первый газ подошел к Подмосковью. Страна остро нуждалась в топливе, дорог был каждый день. И уже 11 июля 1946 года природный газ горел в квартирах москвичей. Столица стала получать 800 тыс м куб газа в сутки.

Строительство газопровода завершено. Начальником Управления эксплуатации газопровода «Саратов — Москва» назначается зампредседателя Главгазтоппрома Ю.И. Боксерман.

В поздравлении И.В. Сталина строителям, монтажникам и эксплуатационникам газопровода «Саратов — Москва» говорится: «Сооружение газопровода „Саратов — Москва“ является большим вкладом в дело улучшения быта трудящихся нашей страны и развития новой отрасли промышленности в Советском Союзе — газовой индустрии». Но датировано приветствие Великого вождя было 16 августа 1947 года. Почему столь долго «держал паузу» Сталин?

А дело было в том, что радость от лучей первого газового факела была омрачена. При опрессовке газопровода применяли грязную воду. В результате в трубе в холодное время года стали образовываться гидратные пробки, мешающие нормальному поступлению газа.

Как раз в это время Сталин возвратился из Сочи в Москву и, еще не сойдя со ступенек вагона, поинтересовался у встречающих его членов политбюро о том, как идет саратовский газ. Куратор стройки не смог утаить от Вождя, что газопровод работает с перебоями.

Сталин потребовал в самые сжатые сроки исправить положение. С этой целью была создана Ю.И.Боксерманом комиссия, куда вошли научные сотрудники Всесоюзного НИИ искусственного жидкого топлива. Были разработаны меры по защите газопровода от гидратов. Предлагалось на каждой компрессорной станции заливать в газопровод метиловый спирт и контролировать его содержание в воде по всей длине газопровода. После того, как эшелон спирта поступил в Саратов, и труба была промыта, газ потек в Москву уже бесперебойно.

Тем временем на трассе продолжалось строительство компрессорных станций, эксплуатационники осваивали сложное оборудование. Теперь от них зависела бесперебойная подача газа в столицу.

История строительства и эксплуатации газопровода «Средняя Азия — Центр»

Основным этапом формирования Общества «Газпром трансгаз Саратов» стала середина 60-х годов. Именно тогда были открыты крупнейшие месторождения газа в Узбекистане и Туркмении.

В июле 1966 года руководство СССР приняло решение о строительстве первой очереди трансконтинентального магистрального газопровода «Средняя Азия — Центр» протяженностью свыше 2000 километров и с пропускной способностью 10,5 млрд. кубометров газа в год. Это послужило началом сооружения одной из крупнейших в мире газотранспортных систем.

Вдоль газопровода предстояло построить десятки компрессорных станций с комплексом жилых домов и культурно-бытовых объектов. Гигантской магистрали предстояло преодолеть около 300 естественных и искусственных преград, в том числе такие крупные реки, как Амударья, Эмба, Урал, Волга, Ока.

На строительстве применялись лучшие технические достижения того времени: мощные землеройные и подъемные механизмы, аппараты для автоматической сварки и контроля качества швов, машины для изоляции труб. Все это и многое другое значительно облегчило труд строителей, повысило его производительность. На стройку были собраны лучшие специалисты и руководители.

Условия работы и жизни в Средней Азии были очень трудными. Русский инженер Ульянов, посетив те места задолго до строительства газопровода, писал: «Жара в 40 градусов уже в мае, нестерпимое отражение солнца, изнуряющая ночь в обществе различных ползучих гадов». Такую экзотику испытали все, кто трудился в Средней Азии.

Проект имел свои особенности. Впервые была использована труба диаметром 1200–1400 мм. Был построен воздушный переход газопровода через Амударью, который признали техническим и эстетическим чудом двадцатого века. Дважды форсировали Волгу, проложив по её дну газопровод, который по сей день работает исправно. Впервые пришлось столкнуться с практикой работы на участках с движущимися барханами. Тогда часто упоминали фразу: «Впервые в мировой практике».

В то время Саратов стал центром строительства, поскольку именно в нем находилось Управление строящихся газодобывающих предприятий и МГ «Средняя Азия — Центр», на базе которого потом было создано газотранспортное Управление МГ «Средняя Азия — Центр», трансформированное в ПО «Саратовтрансгаз».

Темпы работ оказались настолько высокими, что значительно сократили сроки строительства. Первую очередь газопровода намечали сдать в 1968 году, но она вступила в действие уже в 1967 году. Газопровод сдавался участками, и первым прошел испытание и вступил в строй основной участок — «Кунград — Петровск».

Приказом министерства газовой промышленности от 4 августа 1967 года №369 эксплуатация этого участка была возложена на созданное в Саратове управление «Средазцентр». Этим же приказом на базе существовавших отделений были организованы районные управления магистрального газопровода — в Кульсарах, Бейнеу, Индерборге, Александровом Гае, Елшанке и Среднеазиатское управление магистральных газопроводов, на которое была возложена эксплуатация подводящих газопроводов и магистрального газопровода от Кунграда в сторону юга.

К этому же времени было закончено строительство компрессорных станций в Александровом Гае и Мокроусе. Они тоже вошли в состав управления «Средазцентр».

А чуть позже, в сентябре, был сдан последний участок первой очереди газопровода от Петровска до кольцевого газопровода Московской области. Приказом министерства газовой промышленности от 25 сентября 1967 года эксплуатация участка трассы от Петровска до 1863 км была возложена на Управление «Средазцентр», а эксплуатация остальной части трассы на Московское управление магистральных газопроводов. Этим же приказом было организовано Башмаковское районное управление, которое тоже вошло в состав «Средазцентр».

Построенный газопровод стал той артерией, которая начала питать ряд уже действующих газовых магистралей — «Саратов — Горький — Череповец», «Северный Кавказ — Центр», «Шебелинка — Канаково» и другие.

Газопровод «Средняя Азия — Центр» стал важнейшим этапом развития не только газовой промышленности страны, но и всей ее экономики. Новый газопровод позволил улучшить газоснабжение Московской, Саратовской, Пензенской, Тамбовской и ряда других областей. Он принес большой экономический эффект, заменив собой значительную часть дорогостоящего топлива. Способствовал и улучшению экологической ситуации.

Лучше стали условия труда и быта людей. Прокладка газопровода ускорила освоение малообжитых и пустынных районов, ведь одновременно с газопроводом были построены сотни тысяч квадратных метров жилья, а компрессорные станции стали центрами социально-экономической жизни тех населенных пунктов, в которых они располагались.