Ставшие легендами
Очередной материал рубрики «Тропою подвигов героев» посвящен саратовским мастерам, выпускавшим знаменитые истребители Як-1 и Як-3, а также особенному полку летчиков, сформированному на саратовской земле и ставшему «грозой» для неприятеля в схватках в небе.
В конце 1930-х годов Саратовский завод комбайнов, выпускавший в сутки 90 машин, был перепрофилирован в авиационный. На базе завода было создано конструкторское бюро Александра Сергеевича Яковлева. К 1939 году местные мастера полностью освоили производство самолетов, ведь была поставлена задача: в рекордные сроки наладить серийный выпуск истребителей Як-1. Молодые кадры, в числе которых немало женщин, в ускоренных темпах осваивали технику сборки, доводили самолет, испытывали его. Но процессы создания комбайна и истребителя отличались коренным образом: первый все же проще в сборке. Однако коллектив справлялся. Каждый работал на благо общего дела, прикладывал все силы, знания и умения. Война ужесточила требования, повысила ответственность. Авиастроители не только выпускали машины, но и модернизировали станки и производство, чтобы ускорить процесс создания деталей, перевыполнить план в несколько раз. Следовали единому правилу: «Не выполнив задание, не имеешь права уйти домой!»
Когда немецкая авиация начала массовый налет на Москву, Государственный Комитет Обороны поручил Саратовскому авиационному заводу (САЗ) подготовить 70 «яков». Благодаря трудовому подвигу работников и самоотдаче мастеров за три дня до установленного срока с заводского аэродрома на защиту столицы улетел семидесятый Як-1.
А САЗ продолжил упорно работать. Каждая смена — по 11 часов, ряд цехов был переведен на казарменное положение, люди перебирались жить на завод. К концу 1941 года количество ударников и стахановцев среди работников увеличилось до 60% от общего числа коллектива.
Требования фронта растут, самолеты нужны срочно, за невыполнение задачи — суровое наказание. Осенняя и зимняя поры усложнили процесс: вести подготовку самолетов мешал густой туман. Вскоре к сложнейшим метеоусловиям добавились налеты и бомбардировки города фашисткой авиацией, а именно предприятий военно-промышленного комплекса. Летчики-испытатели, рискуя своей жизнью, поднимали в небо самолеты, совершали облеты в ночное время, и это при том, что в городе светомаскировка и затемнение: огни зажигали только в момент подхода истребителя на посадку. Работники заново восстанавливали производство после «визитов» немецких летчиков. После них — воронки от бомб на аэродроме, выбитые стекла, разрушенные цеха: механический, холодной штамповки, слесарно-сварочный, фюзеляжный, центральный материальный склад…
Большой проблемой стал обстрел оружия: аэродром переполнен и наладку оружия разрешали вести за пределами завода, но в безопасном для людей направлении. На помощь прибывали военнослужащие, дабы ускорить разгрузку аэродрома и забрать на фронт машины.
Многие работники завода ушли на войну, на смену им пришли их дети. «Примите меня на завод. Я буду работать и стараться так же, как и мой отец. Я буду мстить за папу, которого убили проклятые фашисты, я буду помогать брату-фронтовику», — писала юная саратовчанка в заявлении о приеме на работу. И такое практически от каждого подростка, пришедшего на завод.
В 1943 году САЗ начинает выпуск Як-3 — усовершенствованная модель Як-1. Улучшенный, с более мощным двигателем, для некоторых пилотов он стал мечтой.
Саратовская область внесла свой вклад и в еще одно важное историческое событие. Осенью 1941 года в Саратов прибыла Марина Михайловна Раскова. В Энгельсе она начала формирование трех женских авиаполков: пикирующих бомбардировщиков на новейших самолетах Пе-2 (587-й), истребителей на Як-1 (586-й) и ночных бомбардировщиков на По-2 (588-й). Из аэроклубов и подразделений Гражданского воздушного флота прибывали сотни девушек-летчиц, техники, авиаспециалисты. Саратовский горком направил 89 жительниц области защищать Родину, среди них были и работницы САЗа. 24 «яка» передал завод сформированному 586-му полку. Многие из девушек не дожили до Дня Победы. Так, теплотехник завода Елена Пономарева, ставшая штурманом экипажа Анны Язовской и уничтожившая большое количество танков неприятеля, погибла в 1943 году под Оршей в бою.
А Валерия Хомякова — заместитель командира эскадрильи 586-го полка — вошла в историю как первая женщина в СССР, сбившая в ночном бою бомбардировщик. Самолет неприятеля Ю-88 был взорван на собственных бомбах. Это случилось 24 сентября 1942 года. А 6 октября девушки не стало: погибла при ночном взлете с аэродрома на самолете Як-1.
Летчицы 588-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка вошли в историю как «ночные ведьмы». Девушки летали на бипланах По-2. При формировании полка было всего 20 самолетов, потом их количество увеличилось до 45, войну завершили 36 машин. Учебный самолет до войны именовался «У-2». В фильме «Небесный тихоход» давалась такая характеристика: «Не забудет Родина и нашего верного друга, нашего школьного товарища — маленький самолет, который начал великую битву скромной учебной машиной У-2 и заканчивает войну грозным для врага ночным легким бомбардировщиком По-2».
Как легендарный самолет, так и истории о летчицах — героинях, которых боялись фашистские пилоты, стали символом доблести, любви к Родине. О них слагали стихи, писали песни и снимали фильмы. Режиссером одного из них — «В небе „Ночные ведьмы“ — стала летчица полка Евгения Жигуленко. Среди Героев Советского Союза — „ночных ведьм“ была и саратовчанка Раиса Аронова.
Як-3 готовится к испытательному полету
В конце 1930-х годов Саратовский завод комбайнов, выпускавший в сутки 90 машин, был перепрофилирован в авиационный. На базе завода было создано конструкторское бюро Александра Сергеевича Яковлева. К 1939 году местные мастера полностью освоили производство самолетов, ведь была поставлена задача: в рекордные сроки наладить серийный выпуск истребителей Як-1. Молодые кадры, в числе которых немало женщин, в ускоренных темпах осваивали технику сборки, доводили самолет, испытывали его. Но процессы создания комбайна и истребителя отличались коренным образом: первый все же проще в сборке. Однако коллектив справлялся. Каждый работал на благо общего дела, прикладывал все силы, знания и умения. Война ужесточила требования, повысила ответственность. Авиастроители не только выпускали машины, но и модернизировали станки и производство, чтобы ускорить процесс создания деталей, перевыполнить план в несколько раз. Следовали единому правилу: «Не выполнив задание, не имеешь права уйти домой!»
Когда немецкая авиация начала массовый налет на Москву, Государственный Комитет Обороны поручил Саратовскому авиационному заводу (САЗ) подготовить 70 «яков». Благодаря трудовому подвигу работников и самоотдаче мастеров за три дня до установленного срока с заводского аэродрома на защиту столицы улетел семидесятый Як-1.
А САЗ продолжил упорно работать. Каждая смена — по 11 часов, ряд цехов был переведен на казарменное положение, люди перебирались жить на завод. К концу 1941 года количество ударников и стахановцев среди работников увеличилось до 60% от общего числа коллектива.
Требования фронта растут, самолеты нужны срочно, за невыполнение задачи — суровое наказание. Осенняя и зимняя поры усложнили процесс: вести подготовку самолетов мешал густой туман. Вскоре к сложнейшим метеоусловиям добавились налеты и бомбардировки города фашисткой авиацией, а именно предприятий военно-промышленного комплекса. Летчики-испытатели, рискуя своей жизнью, поднимали в небо самолеты, совершали облеты в ночное время, и это при том, что в городе светомаскировка и затемнение: огни зажигали только в момент подхода истребителя на посадку. Работники заново восстанавливали производство после «визитов» немецких летчиков. После них — воронки от бомб на аэродроме, выбитые стекла, разрушенные цеха: механический, холодной штамповки, слесарно-сварочный, фюзеляжный, центральный материальный склад…
Большой проблемой стал обстрел оружия: аэродром переполнен и наладку оружия разрешали вести за пределами завода, но в безопасном для людей направлении. На помощь прибывали военнослужащие, дабы ускорить разгрузку аэродрома и забрать на фронт машины.
Многие работники завода ушли на войну, на смену им пришли их дети. «Примите меня на завод. Я буду работать и стараться так же, как и мой отец. Я буду мстить за папу, которого убили проклятые фашисты, я буду помогать брату-фронтовику», — писала юная саратовчанка в заявлении о приеме на работу. И такое практически от каждого подростка, пришедшего на завод.
В 1943 году САЗ начинает выпуск Як-3 — усовершенствованная модель Як-1. Улучшенный, с более мощным двигателем, для некоторых пилотов он стал мечтой.
Саратовская область внесла свой вклад и в еще одно важное историческое событие. Осенью 1941 года в Саратов прибыла Марина Михайловна Раскова. В Энгельсе она начала формирование трех женских авиаполков: пикирующих бомбардировщиков на новейших самолетах Пе-2 (587-й), истребителей на Як-1 (586-й) и ночных бомбардировщиков на По-2 (588-й). Из аэроклубов и подразделений Гражданского воздушного флота прибывали сотни девушек-летчиц, техники, авиаспециалисты. Саратовский горком направил 89 жительниц области защищать Родину, среди них были и работницы САЗа. 24 «яка» передал завод сформированному 586-му полку. Многие из девушек не дожили до Дня Победы. Так, теплотехник завода Елена Пономарева, ставшая штурманом экипажа Анны Язовской и уничтожившая большое количество танков неприятеля, погибла в 1943 году под Оршей в бою.
А Валерия Хомякова — заместитель командира эскадрильи 586-го полка — вошла в историю как первая женщина в СССР, сбившая в ночном бою бомбардировщик. Самолет неприятеля Ю-88 был взорван на собственных бомбах. Это случилось 24 сентября 1942 года. А 6 октября девушки не стало: погибла при ночном взлете с аэродрома на самолете Як-1.
Валерия Дмитриевна Хомякова
Летчицы 588-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка вошли в историю как «ночные ведьмы». Девушки летали на бипланах По-2. При формировании полка было всего 20 самолетов, потом их количество увеличилось до 45, войну завершили 36 машин. Учебный самолет до войны именовался «У-2». В фильме «Небесный тихоход» давалась такая характеристика: «Не забудет Родина и нашего верного друга, нашего школьного товарища — маленький самолет, который начал великую битву скромной учебной машиной У-2 и заканчивает войну грозным для врага ночным легким бомбардировщиком По-2».
Как легендарный самолет, так и истории о летчицах — героинях, которых боялись фашистские пилоты, стали символом доблести, любви к Родине. О них слагали стихи, писали песни и снимали фильмы. Режиссером одного из них — «В небе „Ночные ведьмы“ — стала летчица полка Евгения Жигуленко. Среди Героев Советского Союза — „ночных ведьм“ была и саратовчанка Раиса Аронова.