Рубин Савва Иванович
Помню, как бабушка рассказывала о том, как тяжело было с едой, и чтобы прокормить семью, дедушке приходилось зачастую менять на базаре свою верхнюю одежду на молоко для ребенка. С началом войны, дедушка, как и все саратовские авиастроители, трудился в напряженном режиме, регулярно поставляя на фронт истребители. Работать на заводе было не безопасно, так как фашисты постоянно бомбили, любой ценой пытались вывести из строя производство военных самолётов. Дедушка рассказывал, как в 1943 году немецкие бомбардировщики в ходе ночного налета разрушили 70% производственных площадей, и коллектив завода продолжил работу под открытым небом. Одновременно с этим восстанавливались корпуса, шла реконструкция, создавались поточно-конвейерные линии, и уже после 80 суток напряженного труда выпуск самолетов достиг прежнего уровня. Всего за время войны завод выпустил 13 500 истребителей Як-1 и Як-3. На самолетах Як-3, произведенных в Саратове, воевали французские летчики из легендарной эскадрильи «Нормандия-Неман».
За самоотверженным труд дедушка был награжден медалями «За трудовую доблесть СССР» № 11099, «За доблестный труд в ВОВ 1942–1945», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Участнику трудового фронта, 30 лет Победы», «Участнику трудового фронта, 40 лет Победы», «Ветеран труда», и множеством других ведомственных наград и грамот.
После войны дедушку неоднократно избирали депутатом Сталинского районного совета депутатов трудящихся. Ему также приходилось совмещать работу на заводе с общественной деятельностью в структуре исполкома депутатов трудящихся Заводского (тогда еще Сталинского) района. Вспоминаю, как дедушка после работы на заводе, забирал меня из детского садика и мы шли с ним в исполком, где я сидел рисовал, а дедушка проводил рабочее совещание с сотрудниками своего отдела, решая насущные вопросы нашего района.
Дедушка постоянно задерживался на работе, приходил уставший, измотанный. Вспоминаю его разговор с бабушкой: «42-й тяжело идёт… Приходится половину дня на аэродроме проводить, подгонять детали, руководство торопит, скоро первое плановое лётное испытание, а там ещё доводить и доводить…».
Дедушка всегда вёл активный образ жизни, любил поработать на земле, летом после работы «земледельничал» на нашем маленьком садовом участке. Помню, как мы с ним весело и задорно принимали участие во всех праздничных демонстрациях в составе колонны Авиационного завода.
Дедушка умер в 1989 году, отдав авиационному заводу более 50 лет жизни, и завещав любить свою работу и полностью отдаваться ей, не считаясь ни со временем, ни со здоровьем не только в военное, но и в мирное время...
Рассказ Рубина Игоря Анатольевича, ведущего специалиста службы корпоративной защиты про своего деда Рубина Савву Ивановича.
Память народа Подлинные документы о Второй мировой войне |
Подвиг народа Архивные документы воинов Великой Отечественной войны |
Мемориал Обобщенный банк данных о погибших и пропавших без вести защитниках Отечества |