Повышая надежность: в «Газпром трансгаз Саратов» разработали технологию для более эффективной диагностики газопроводов

Ведущий инженер газотранспортного предприятия Михаил Козлов разработал способ определения наличия и толщины подкладных колец в сварных соединениях. Это изобретение, патент на которое получен весной 2025 года, позволит повысить эффективность диагностики газопроводов, а значит — и надежность газотранспортной системы.

Подкладные кольца — это изделия из листовой стали толщиной от 2 до 3 мм, которые применялись для монтажа газопроводов до 70-х годов XX века. Сегодня вместо них используются более современные технологии, такие как наружный и внутренний центраторы. Тем не менее, участки труб с подкладными кольцами в сварных швах в газотранспортной системе еще остались. Эти кольца затрудняют прохождение внутритрубного дефектоскопа, датчики которого должны плотно прилегать к стенкам трубы. Следовательно, на участках с подкладными кольцами использовать поршень — рискованно.

Разработанный способ позволяет определить наличие и характеристики подкладного кольца без прямого доступа. На участках с обнаруженными кольцами будут использованы другие методы неразрушающего контроля, например, ультразвуковой и радиографический.

Актуальность изобретения подтверждают цифры: в 2024 году «Газпром трансгаз Саратов» выполнил внутритрубную дефектоскопию 38 участков газопроводов различных диаметров общей протяженностью почти 1500 километров. Плановый объем работы на этот год еще больше — 45 участков магистральных газопроводов и газопроводов-отводов общей протяженностью более 1700 км.

Специалисты «Газпром трансгаз Саратов» постоянно повышают качество и точность диагностики. Так, с 2024 года на линейной части магистральных газопроводов в зоне ответственности предприятия применяется роботизированный комплекс. Робот ведет сплошное сканирование труб ультразвуком и выявляет внешнюю коррозию, коррозионные растрескивания под напряжением, механические повреждения, расслоения и даже дефекты проката.