Надежный тыл — залог Победы!

77 лет назад, 2 февраля 1943 года, советская армия разгромила фашистские войска в Сталинградской битве. Саратовская область сыграла в этом триумфе не последнюю роль.

Летом 1942 года неприятель сосредоточил большинство своих сил на южном крыле советско-германского фронта и подошел к Сталинграду. 17 июля 1942 года началась битва, переломившая ход войны.

Советские солдаты в бою в Сталинграде. Осень 1942 года. Георгий Зельма. Источник ИА «РИА Новости»


Для фашистов захват города, носящего имя Сталина и являющегося одним из промышленных центров страны на берегу Волги, был одной из желанных побед с точки зрения идеологии и воодушевления воинов. Около 30 дивизий германское командование направило для завоевания Сталинграда, подкрепляя их воздушными эскадрами, насчитывающими более 1200 боевых самолетов. В самом начале битвы силы были неравными, советские войска отступали. Кровавой датой стало 23 августа 1942 года, когда в город вошли танки противника, а с небо посыпались сотни тысяч зажигательных и осколочных бомб, горел город, горела Волга.

«Умрем, но не сдадим Сталинград», — клялись его защитники. Фашисты планировали захватить город к началу августа, по городу распространяли листовки «В Сталинград придем с бомбежкой, до Саратова с гармошкой…»

В ряды защитников вступали сами сталинградцы, на помощь спешили и жители Саратовской области. Помимо участия на передовой, наши земляки отдавали все силы трудясь в тылу. «Все для фронта, все для Победы! Мы с вами, героические защитники Сталинграда», — с такими словами за станки становились дети, старики и женщины.

Еще осенью в 1941 году в Саратове начались работы по строительству оборонительных рубежей, введена светомаскировка. Немцы бомбили военно-промышленные объекты города, саратовцы работали день и ночь, производство не останавливалось даже во время воздушной тревоги. Ночные смены на «крекинге», авиационном заводе и других предприятиях работали под постоянный гул зенитной стрельбы и взрывы фугасных бомб. Самолеты, необходимое вооружение, продовольствие, медикаменты — ближайший к Сталинградскому фронту Саратов отправлял все, чтобы помочь защитить город. Вечерами и глубокой ночью горожане разгружали эшелоны с раненными. Горе, слезы и боль за покалеченные судьбы, всю ненависть к врагу труженики тыла направляли в свой труд, так мстили за страдания родных.

Не только авиационные бомбежки останавливали производство. Большую роль играла и нехватка топлива. Чтобы решить проблему, было принято решение использовать природный газ в качестве топлива. Под обстрелами горожане строили газопровод от Елшанского месторождения до Саратовской ГРЭС. Так начиналось становление газовой промышленности.
Саратовские газовики прокладывают газопровод от Елшанского месторождения газа к Саратовской ГРЭС

Саратовские газовики прокладывают газопровод от Елшанского месторождения газа к Саратовской ГРЭС


Благодаря их подвигу, вскоре производительность труда увеличивалась. Предприятия ставили трудовые рекорды. Если на фронте открывали «лицевые счета» по уничтожению врага, то в тылу работники — по выпуску продукции.

Начальник штаба 6-й армии вермахта Артур Шмидт в своих мемуарах писал «Без Саратова Сталинград бы не выстоял».