Секреты мастерства машиниста технологических компрессоров


В этот раз на примере работника газокомпрессорной службы Башмаковского ЛПУМГ Валерия Кудавкина мы расскажем вам о работе машиниста технологических компрессоров (ТК).

Ключевые производственные объекты любого газотранспортного предприятия — это компрессорные станции. Здесь происходит множество сложных технологических процессов, многие из которых контролируют представители данной профессии.

Валерий Кудавкин работает в должности машиниста технологических компрессоров уже более 15 лет. Устроиться в Башмаковское ЛПУМГ ему посоветовал родной брат Иван, проработавший в газокомпрессорной службе более 20 лет. Сейчас Валерий Кудавкин обладатель 6-го, самого высокого разряда среди рабочих специальностей. Валерий Иванович обслуживает, и при необходимости ремонтирует, газотурбинные агрегаты, центробежные нагнетатели и комплекс вспомогательного оборудования, находящегося на компрессорной станции. Кроме того, как и у любого машиниста ТК, в его обязанностях — выявление дефектов и неисправностей, в некоторых случаях их устранение, а также ликвидация нештатных и аварийных ситуаций. Именно машинист обеспечивает безаварийную и экономичную работу оборудования цеха.

К слову, серьезных аварийных ситуаций и инцидентов за весь период стажа Валерия Кудавкина не было. «Когда я впервые попал в компрессорный цех, немного оторопел. Все такое большое — агрегаты, трубы. Повсюду запорная арматура, манометры, датчики. Сразу понял, что это серьезное производство и к работе нужно относиться крайне ответственно», — вспоминает Валерий Кудавкин. Месяц учебы в Учебно-курсовом комбинате в Петровске, инструктажи. Ему пришлось впитать море полученной информации, перед тем как приступить к выполнению обязанностей — знание «матчасти», по его словам, для этой профессии действительно имеет первостепенное значение. «Знать оборудование, твердо запомнить методы его безопасной эксплуатации — в нашей работе без этого никуда» — продолжает наш герой.

Внимательность, сосредоточенность — эти качества по мнению Валерия Ивановича отличают настоящего машиниста ТК. К работе сердца трассы — компрессорного цеха он должен прислушиваться как работе собственного сердца. Стороннему человеку гул и свист работы газоперекачивающего агрегата не скажет ни о чем. Для машиниста эти «интонации» расскажут о повышенных оборотах, возможной вибрации или иной неисправности. Он моментально услышит этот «звоночек» и примет меры. Эти же качества вкупе с пытливостью ума любого «технаря» способствуют тому, что многие работники компрессорного цеха — активные рационализаторы. Валерий Кудавкин — автор целого ряда рационализаторских предложений, которые оптимизировали работу оборудования, упрощали его ремонт и даже меняли технологию измерений на нем.

Когда работает цех, машинисты ТК ходят в смену. Это самое ответственное время. Работая в связке с диспетчерами и сменными инженерами, они контролируют основное оборудование, параметры его работы, поддерживают заданный режим. В зависимости от проходящего объема газа подбирается количество агрегатов, которые необходимо задействовать. Если меняется давление — машинисты повышают или снижают обороты двигателя, степень сжатия центробежного нагнетателя — ее нужно поддерживать в определенных пределах, чтобы не повредить машину. Безусловно, большинство процессов контролируется автоматикой, но она не всесильна, да и контроль за ней также необходим.

Когда цех останавливается — согласно схеме транспорта газа или на ремонт, машинисты из смены переводятся на работу «в день». Машинисты принимают участие в текущем ремонте оборудования или контролируют работу подрядных организаций. Переизоляция, огневые и газоопасные работы, замена кранов — многое из этого сейчас делают подрядчики — раньше, за редким исключением, выполнялось своими силами. А вот от чего точно не уйти, так это общехозяйственные и иные работы. Покраска оборудования, покос травы летом, расчистка территории от снега зимой. Этим приходится заниматься представителям почти всех рабочих профессий.

Как говорит Валерий Кудавкин, компрессорный цех для машиниста — второй дом. В нем нужно поддерживать порядок и чистоту. Еще один очень важный элемент эффективного рабочего процесса — уважительные отношения между коллегами. По работе машинист ТК взаимодействует со специалистами многих служб, но чаще всего с персоналом службы автоматизации и метрологического обеспечения, а также службы электроводоснабжения «Самое главное в нашей работе — любить ее, идти в цех с большим желанием и тогда она будет отвечать взаимностью» — признается Валерий Иванович.

Она действительно отвечает взаимностью — Валерий Кудавкин — неоднократный призер конкурсов профессионального мастерства ООО «Газпром трансгаз Саратов». В 2012 году он занял второе место в Смотре-конкурсе «Лучший машинист технологических компрессоров ОАО „Газпром“.

Справка


В настоящее время в ООО «Газпром трансгаз Саратов» эксплуатируется 149 газоперекачивающих агрегатов, суммарной мощностью более 1114,3 МВТ.
В Обществе работают более 70 машинистов технологических компрессоров.