Секреты мастерства диспетчеров
Универсальный солдат
Диспетчер — стратегический важный работник на любом предприятии, в газовой промышленности и вовсе — ключевой.
Наш гид
Рассказать о профессии, ее нюансах и секретах мы попросили старшего диспетчера Балашовского ЛПУМГ Ивана Асеева. Иван Дмитриевич работает в филиале около 40 лет. С самых первых дней работы компрессорной станции. После окончания школы он решил по примеру старшей сестры работать в нефтегазовой промышленности. Окончив ускоренные курсы в училище, он с одногруппниками отправился в Уренгой, проходить практику. Затем трудовой путь завел его в Сургут — в 1979 году на строящуюся трассу Уренгой — Свердловск — Петровск — Новопсков. После армии герой нашей публикации отправился в Балашов, на границу с родной Воронежской областью, новая компрессорная станция (КС-1) только вводится в эксплуатацию, задачи интересные. На месте будущего Балашовского ЛПУМГ тогда было только 7 агрегатов, энергоблок и вагончики. Начал с машиниста технологических компрессоров 5 разряда газокомпрессорной службы, через два года получил 6 разряд, затем стал инженером по эксплуатации и обслуживанию газового оборудования и вот с 2007 года Иван Асеев — старший диспетчер.
Почему диспетчеры так важны?
Наше предприятие занимается транспортом газа и поставкой его потребителям в заданных объемах и параметрах. Диспетчеры отвечают за обеспечение максимально эффективного и экономичного режима работы оборудования, поставку газа потребителям, контроль за работой ГРС, линейной части газопроводов, проведением ремонтных работ, соблюдением графика капремонта, планово-предупредительных работ, контроль цеховых параметров. Они умело и профессионально управляют газотранспортной системой, ведут сбор информации в пределах зоны ответственности, фиксируют объемы и параметры газа, формируют суточные, часовые, месячные и квартальные отчеты — все это входит в основные обязанности диспетчеров.
В Балашовском ЛПУМГ под руководством Ивана Дмитриевича трудится пять человек. Они работают круглосуточно, смена длится 12 часов. Очень важный этап дня — прием и сдача смены, когда проводится анализ работы всего технологического оборудования системы магистральных газопроводов, проверка документации, распоряжений, писем, отмечается прогресс по краткосрочным заданиям. Также осуществляется сверка планов поставки газа потребителям с текущим газопотреблением, передаются журналы производства ремонтных работ — что, где, когда произошло в зоне ответственности филиала. Герой нашей публикации держит все эти процессы на контроле. С утра он намечает приоритет задач, указывает коллегам, чему уделить особенное внимание, какие поручения руководства необходимо выполнить. А ночью, когда на станции дежурит сменный персонал диспетчеры и вовсе остаются за старших. Как не останавливается транспортировка газа, так непрерывна и их работа.
Диспетчер знает обо всех переключениях, оперирует цифрами от объема электроэнергии до дежурного автомобиля. Очень удобно, что близко (в одном здании с диспетчерским пунктом) находится группа АСУ, метрологическая служба, группа учета газа. В случае возникновения аварийной ситуации и пожарное депо, и аварийные бригады — диспетчеру оперативно подчиняется весь персонал. Если говорить о красивом сравнении, то диспетчерская служба — как нервная система организма газотранспортной системы, в нее стекается полная информации о филиале и передается дальше в производственно-диспетчерскую службу ООО «Газпром трансгаз Саратов».
«В институтах не учат»
«Не бывает специальности диспетчера ни в одном вузе, ни в одном училище», — ответственно заявляет Иван Асеев. Это продиктовано сложностью подготовки кадров: нельзя научиться разбираться в таком количестве комплексных вопросов, можно лишь на собственном опыте понять механизм и принцип работы всего производства.
«Когда я только пришел, здесь был только один цех, шли пуско-наладочные работы, очень интересно. Я тогда все впитывал как губка, работал с монтажниками, общался с наладчиками. Сейчас, спустя десятилетия, технологии шагнули вперед, больше половины системы управления производством и технологическим процессом автоматизировано. Вся работа концентрируется на пульте, — рассказывает он. — Раньше, конечно, все было сложнее — графики, распечатки, журналы, все вручную. Сейчас в техническом плане проще, но я до сих по продолжаю чему-то учиться».
Далеко не каждый сможет работать в диспетчерской службе — нужна предельная концентрация и понимание того, что от твоей работы зависит транспорт газа огромных масштабов. Как шутят в службе, знаешь систему регулирования — можешь жениться.
Хороший специалист вырастает с годами. Знания накапливаются в процессе работы, когда погружаешься с каждым днем в тему все больше и больше. Специалисты регулярно обучаются на курсах повышения квалификации и самостоятельно, общаются с более опытными наставниками и коллегами.
Универсальные солдаты
Коллеги и подчиненные старшего диспетчера Балашовского ЛПУМГ Ивана Асеева говорят, что он — универсальный солдат, разбирается во многих сферах, всегда готов помочь.
Каждый из работающих диспетчеров должен обладать определенным набором навыков и умений. Достоверная передача данных, своевременная фиксация, контроль работы параметров, организация допуска к работам повышенной опасности, огневым — в общем это значит, что нужно разбираться во всем, что имеет хоть какое-то отношение к процессу транспортировки газа. А этих параметров тысячи, все их нужно держать в уме. Кроме того, необходимо знать нормативно-техническую документацию, инструкции для различных видов работ, технические регламенты. Не менее важны и личные качества: диспетчер должен быть ответственен, стрессоустойчивым, внимательным, дисциплинированным, обладать хорошей памятью, быть решительным и уметь быстро реагировать на изменяющиеся условия. В случае возникновения нештатной ситуации он должен моментально проанализировать условия и принять единственно правильное решение. Ошибок в этой работе быть не может — минуты, а порой и секунды решают все.
Собеседник радуется, что на производственную практику приходит много талантливой молодежи. Институты дают хорошую теоретическую подготовку, а практика уже нарабатывается со стажем. Все приходит с опытом и временем.
«Работа диспетчера сложна и интересна, каждую неделю новые ситуации, каждый час новая задача, непохожая на предыдущую. И все они решаются: неразрешенных задач для диспетчера нет и не должно быть», — говорит Иван Дмитриевич.
Несмотря на всю серьезность профессии найдем место и для лирического отступления. Иван Дмитриевич провел нас по территории линейного производственного управления, показал, с чего все начиналось, и ностальгически рассказал о яблонях, которые сажали работники в 1984 году. Деревья не просто продолжают жить в окружении газового оборудования и приборов, но и активно плодоносят.
Диспетчер — стратегический важный работник на любом предприятии, в газовой промышленности и вовсе — ключевой.
Наш гид
Рассказать о профессии, ее нюансах и секретах мы попросили старшего диспетчера Балашовского ЛПУМГ Ивана Асеева. Иван Дмитриевич работает в филиале около 40 лет. С самых первых дней работы компрессорной станции. После окончания школы он решил по примеру старшей сестры работать в нефтегазовой промышленности. Окончив ускоренные курсы в училище, он с одногруппниками отправился в Уренгой, проходить практику. Затем трудовой путь завел его в Сургут — в 1979 году на строящуюся трассу Уренгой — Свердловск — Петровск — Новопсков. После армии герой нашей публикации отправился в Балашов, на границу с родной Воронежской областью, новая компрессорная станция (КС-1) только вводится в эксплуатацию, задачи интересные. На месте будущего Балашовского ЛПУМГ тогда было только 7 агрегатов, энергоблок и вагончики. Начал с машиниста технологических компрессоров 5 разряда газокомпрессорной службы, через два года получил 6 разряд, затем стал инженером по эксплуатации и обслуживанию газового оборудования и вот с 2007 года Иван Асеев — старший диспетчер.
Почему диспетчеры так важны?
Наше предприятие занимается транспортом газа и поставкой его потребителям в заданных объемах и параметрах. Диспетчеры отвечают за обеспечение максимально эффективного и экономичного режима работы оборудования, поставку газа потребителям, контроль за работой ГРС, линейной части газопроводов, проведением ремонтных работ, соблюдением графика капремонта, планово-предупредительных работ, контроль цеховых параметров. Они умело и профессионально управляют газотранспортной системой, ведут сбор информации в пределах зоны ответственности, фиксируют объемы и параметры газа, формируют суточные, часовые, месячные и квартальные отчеты — все это входит в основные обязанности диспетчеров.
В Балашовском ЛПУМГ под руководством Ивана Дмитриевича трудится пять человек. Они работают круглосуточно, смена длится 12 часов. Очень важный этап дня — прием и сдача смены, когда проводится анализ работы всего технологического оборудования системы магистральных газопроводов, проверка документации, распоряжений, писем, отмечается прогресс по краткосрочным заданиям. Также осуществляется сверка планов поставки газа потребителям с текущим газопотреблением, передаются журналы производства ремонтных работ — что, где, когда произошло в зоне ответственности филиала. Герой нашей публикации держит все эти процессы на контроле. С утра он намечает приоритет задач, указывает коллегам, чему уделить особенное внимание, какие поручения руководства необходимо выполнить. А ночью, когда на станции дежурит сменный персонал диспетчеры и вовсе остаются за старших. Как не останавливается транспортировка газа, так непрерывна и их работа.
Диспетчер знает обо всех переключениях, оперирует цифрами от объема электроэнергии до дежурного автомобиля. Очень удобно, что близко (в одном здании с диспетчерским пунктом) находится группа АСУ, метрологическая служба, группа учета газа. В случае возникновения аварийной ситуации и пожарное депо, и аварийные бригады — диспетчеру оперативно подчиняется весь персонал. Если говорить о красивом сравнении, то диспетчерская служба — как нервная система организма газотранспортной системы, в нее стекается полная информации о филиале и передается дальше в производственно-диспетчерскую службу ООО «Газпром трансгаз Саратов».
«В институтах не учат»
«Не бывает специальности диспетчера ни в одном вузе, ни в одном училище», — ответственно заявляет Иван Асеев. Это продиктовано сложностью подготовки кадров: нельзя научиться разбираться в таком количестве комплексных вопросов, можно лишь на собственном опыте понять механизм и принцип работы всего производства.
«Когда я только пришел, здесь был только один цех, шли пуско-наладочные работы, очень интересно. Я тогда все впитывал как губка, работал с монтажниками, общался с наладчиками. Сейчас, спустя десятилетия, технологии шагнули вперед, больше половины системы управления производством и технологическим процессом автоматизировано. Вся работа концентрируется на пульте, — рассказывает он. — Раньше, конечно, все было сложнее — графики, распечатки, журналы, все вручную. Сейчас в техническом плане проще, но я до сих по продолжаю чему-то учиться».
Далеко не каждый сможет работать в диспетчерской службе — нужна предельная концентрация и понимание того, что от твоей работы зависит транспорт газа огромных масштабов. Как шутят в службе, знаешь систему регулирования — можешь жениться.
Хороший специалист вырастает с годами. Знания накапливаются в процессе работы, когда погружаешься с каждым днем в тему все больше и больше. Специалисты регулярно обучаются на курсах повышения квалификации и самостоятельно, общаются с более опытными наставниками и коллегами.
Универсальные солдаты
Коллеги и подчиненные старшего диспетчера Балашовского ЛПУМГ Ивана Асеева говорят, что он — универсальный солдат, разбирается во многих сферах, всегда готов помочь.
Каждый из работающих диспетчеров должен обладать определенным набором навыков и умений. Достоверная передача данных, своевременная фиксация, контроль работы параметров, организация допуска к работам повышенной опасности, огневым — в общем это значит, что нужно разбираться во всем, что имеет хоть какое-то отношение к процессу транспортировки газа. А этих параметров тысячи, все их нужно держать в уме. Кроме того, необходимо знать нормативно-техническую документацию, инструкции для различных видов работ, технические регламенты. Не менее важны и личные качества: диспетчер должен быть ответственен, стрессоустойчивым, внимательным, дисциплинированным, обладать хорошей памятью, быть решительным и уметь быстро реагировать на изменяющиеся условия. В случае возникновения нештатной ситуации он должен моментально проанализировать условия и принять единственно правильное решение. Ошибок в этой работе быть не может — минуты, а порой и секунды решают все.
Собеседник радуется, что на производственную практику приходит много талантливой молодежи. Институты дают хорошую теоретическую подготовку, а практика уже нарабатывается со стажем. Все приходит с опытом и временем.
«Работа диспетчера сложна и интересна, каждую неделю новые ситуации, каждый час новая задача, непохожая на предыдущую. И все они решаются: неразрешенных задач для диспетчера нет и не должно быть», — говорит Иван Дмитриевич.
Несмотря на всю серьезность профессии найдем место и для лирического отступления. Иван Дмитриевич провел нас по территории линейного производственного управления, показал, с чего все начиналось, и ностальгически рассказал о яблонях, которые сажали работники в 1984 году. Деревья не просто продолжают жить в окружении газового оборудования и приборов, но и активно плодоносят.
Увеличенная фотография (JPG, 560 КБ)