К истокам газовой индустрии

11 июля 1946 года был пущен в эксплуатацию первый в стране газопровод дальнего транспорта газа «Саратов-Москва».

Это событие стало не только началом отечественной газовой промышленности, но и убедительно доказало всеми миру, что наш народ способен на героические свершения и на трудовых фронтах.

70 лет прошло с тех пор, но какие бы новые, сверхмощные магистрали не строились, газопровод «Саратов-Москва» всегда будет занимать особое место в истории газовой промышленности. Именно тогда закладывалась идеология отрасли и наши корпоративные традиции. Наш коллектив гордится тем, что газопровод «Саратов-Москва» стал той энергией движения вперед и достижения трудовых успехов, что сегодня позволяет нашему предприятию вносить достойный вклад в могучий потенциал

ПАО «Газпром». В юбилейный год коллективом нашего предприятия проводятся различные мероприятия, направленные на сохранение трудового подвига наших ветеранов. Основные праздничные мероприятия состоятся в августе —сентябре, но уже сейчас в адрес коллектива нашего предприятия поступают поздравления с важной для нас датой.


Как все начиналось

В 30-х годах прошлого века академик Иван Михайлович Губкин предположил наличие газовых месторождений в Саратовской и Сталинградской областях. Саратовский геолог-профессор Борис Александрович Можаровский в ряде своих научных трудов соглашается с Губкиным: геологические предпосылки, указывающие на месторождения значительных запасов нефти и газа в Нижнем Поволжье, безусловно, есть.

В 1935 году началась широкая разведывательная работа в Нижнем Поволжье, в результате чего был найден газ поблизости от села Тепловки, Постепенно исследуя толщу земной коры, советские геологи дошли до села Елшанка, широко известного теперь за пределами Саратовской области.

Прогнозные оценки ученых привели к первому открытию: 28 октября 1941 года из заложенной в апреле скважины № 1 Елшанской площади получили газовый фонтан с дебитом почти семьсот тысяч кубометров в сутки. Продуктивный горизонт находился на сравнительно небольшой глубине — 500 метров. Этот день по праву вошел в летопись саратовской земли и в историю геологической науки. Так близ села Елшанка было открыто первое в Саратовском Поволжье газовое месторождение, что стало поворотным событием в поиске и освоении газовых месторождений не только в нашей области, но и на всей территории Советского Союза.
Елшанская буровая вышка, 1942 год

Елшанская буровая вышка, 1942 год


Первооткрывателями Елшанского, а затем Курдюмского месторождений стали профессор Саратовского университета Б.А. Можаровский, начальник Государственной геологической экспертизы по газопроводу «Саратов — Москва» В.М. Сенюков, старший геолог Нижневолжского геологоразведочного треста И. И.Енгуразов и управляющий этим трестом А. И. Кутуков. Именно они открыли и исследовали Елшанское газовое месторождение, за что были удостоены Сталинской премии, а за участие в строительстве и вводе в эксплуатацию газопровода «Саратов — Москва» — орденов.

Значение этого открытия трудно переоценить, особенно если учесть драматическую обстановку на фронтах Великой Отечественной войны, когда предприятия оборонной промышленности остро нуждались в топливе. А пути доставки нефти, мазута, угля из других районов Советского Союза в Саратов по Волге были захвачены немецкими агрессорами. Открытие Елшанского месторождения ознаменовало собой выход из сложившегося на тот момент топливного кризиса. Саратов стал первым из тыловых центров, который снабжал удобным, дешевым и экологически чистым топливом.

Зарождение газовой индустрии

В 1944 году с выявлением мощных промышленных запасов газа в Саратове Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве газопровода «Саратов — Москва» для снабжения голубым топливом потребителей столицы. Именно этот газопровод дал рождение новой отрасли топливно-энергетического комплекса страны — газовой индустрии. Председателем Государственного комитета в то время являлся сам Сталин. Был установлен срок — 2 года. Строительство крупнейшего по тем временам газопровода было поручено строительной организации НКВД. Начальником строительства был генерал-майор инженерно-технической службы Василий Алексеевич Пачкин, а главным инженером — Александр Иванович Платонов, которого отличали глубокие знания техники и технологии сварочно-монтажных и специальных работ.

Изыскание трассы газопровода и площадок для компрессорной станций велось в течение зимы 1944–1945 года. За этот короткий срок строители усиленно готовились к развертыванию работ: на железнодорожные станции отгружали трубы, битум, лес и другие строительные материалы. Трасса должна была пройти через пять областей: Саратовскую, Пензенскую, Тамбовскую, Рязанскую, Московскую. На пути строителей оказались лесные массивы общей длиной в 120 километров: стволы пилили, валили, пни выкорчевывали, просеки рубили топорами, лопатами.

Между Саратовом и Москвой — 80 рек и озер. Траншеи рыли, как правило, на полтора метра ниже уровня дна. Затем в них укладывали трубы. Если сложить воедино ширину всех водоемов на трассе, то получится свыше десяти километров. Такой путь прошли строители с трубами по дну рек и озер. А шоферы только за первый год стройки на своих машинах проделали путь в пять миллионов километров.
Передвижной кран трубоукладчика. Момент спуска труб

Передвижной кран трубоукладчика. Момент спуска труб


Строительству газопровода помогала вся страна: на фабриках, заводах было изготовлено сложное оборудование для компрессорных станций и автоматические измерительные приборы. Для рытья траншеи была дана разнарядка: на каждого взрослого человека по 5 погонных метров. Разнарядка распространялась на мужчин от 16 до 60 лет и женщин от 20 до 50 лет. На работы выходили жители колхозов и совхозов, через которые должна была пройти трасса. Все оборудование для газораспределительных станций, включая огромные, доставленные морем из США через Архангельск и Мурманск компрессоры «Купер-Бессемер» перетаскивали и устанавливали на руках, при помощи примитивных лебедок, блоков и маломощных кранов.

В 1945 году путь из Саратова до Москвы прошли пешком 200 инженеров, техников и 300 рабочих изыскательских экспедиций. Они прокладывали трассу. Что представляет собой один километр такой разведки? Это 200 раз протянутая стальная лента рулетки. Это 40 раз установленный нивелир. Это 80 врезанных в землю кольев и 15 забитых столбов. Помножьте один такой километр на 843, и вы представите себе труд разведчиков трассы.

Газ пришел в столицу

И вот настал долгожданный июльский день, когда неподалеку от Царицыно, на ничем не примечательной поляне, поздним вечером 10 июля 1946 года собрались со всех районов строители газопровода, геологи. На пуск газопровода приехали работники газового хозяйства столицы, руководители Московского комитета партии и Моссовета.

В центре поляны была поднята вверх метров на двадцать стальная труба. Генерал В.А. Пачкин скомандовал открыть задвижку. Задвижка поддавалась с трудом. Грохот вспыхнувшего пламени на миг ошеломил людей. Саратовский газ пришел в столицу. На следующий день председатель Московского Совета Г.М. Попов перерезал ленту на задвижках ГРС-1 Мосэнерго, расположенной рядом с Кремлем. Поворот штурвала — и газ устремляется в московскую сеть.
Компрессорный цех одной из станций газопровода "Саратов-Москва"

Компрессорный цех одной из станций газопровода «Саратов-Москва»


Каждые сутки, начиная с июля 1946 года, Москва стала получать 800 тысяч кубометров природного газа, заменив каждодневный привоз миллиона кубометров дров, 650 тысяч тонн угля, 150 тысяч тонн керосина и ста тысяч тонн топочного мазута, обогрев 220 квартир.

В первые месяцы газопровод давал газ без компрессорных станций, а когда в действие были запущены все 6 компрессорных станций, газопровод заработал на полную мощность. В Москве голубое топливо получили десятки тысяч квартир. Позже из различных регионов страны до столицы будут проложены газопроводы протяженностью 26 тысяч километров, нефтепроводы для перекачки авиационного топлива во все аэропорты столицы, бензина и дизельного топлива на основные нефтебазы. Но нельзя забывать, что первый природные газ в Москву пришел из Саратова.